Банкомат (АТМ)

Банкомат (АТМ) – программно-технический комплекс, принадлежащий определенной финансовой организации (как правило, банку), который предназначен для автоматизации процесса выполнения финансовых операций (снятие наличных, осуществление платежей, переводы средств и прочие). Первый банкомат был представлен в столице Великобритании в 1967 году. В странах СНГ стали распространяться в начале 1990-х годов. Основная задача АТМ – упрощение процесса взаимодействия с банковскими финансовыми продуктами без необходимости посещения кассы.

Устройство

Современные АТМ содержат следующие основные элементы:

  • Дисплей, отображающий информацию о доступных услугах (в некоторых моделях – сенсорный для более простого взаимодействия);
  • Клавиатура с цифрами от 0 до 9 и дополнительными функциональными клавишами (выбор, подтверждение, возврат карты и прочие);
  • Приемник карт, содержащий устройство для считывания данных с чипа ли магнитной полосы;
  • Логический блок с подключением к сети;
  • Сейф для хранения купюр;
  • Блок выдачи наличных (и приема, если АТМ совмещает функции банкомата и терминала для оплаты услуг).

Новые устройства используют технологию Recycle, позволяющую использовать средства, внесенные пользователями.

Принципы функционирования

Для взаимодействия с современными АТМ требуется персональная пластиковая карта (кредитная, дебетовая, накопительная или другого типа). Она содержит микрочип или магнитную ленту с данными о клиенте. После загрузки карты в приемник необходимо пройти процедуру авторизации пользователя (ввести ПИН-код), чтобы получить доступ к перечню услуг.

Когда владелец карты выбрал определенную операцию (например, снятие наличных), АТМ консолидирует и шифрует все необходимые данные, передает их в рамках запроса в процессинговый центр финансовой организации. Если запрос был обработан успешно (например, средств на счету пользователя достаточно для выдачи запрашиваемой суммы), АТМ получает утвердительный ответ и выполняет запрошенную операцию.

Стоит прочитать:   Юридическое Лицо

Банкомат выступает в качестве посредника в отношениях клиент-банк, фиксирует все данные о проводимых операциях, которые имеют характер обратимых транзакций (если произойдет сбой и клиент не получит средства, они будут возвращены обратно на его счет).

Мошенничество

Практически сразу после внедрения банкоматов стали возникать различные мошеннические схемы хищения средств:

  1. Кража карты, ПИН-код к которой указан на ней же опрометчивым владельцем;
  2. Копирование магнитной полосы;
  3. Использование устройств, подбирающих ПИН-код;
  4. Использование фальшивых банкоматов и прочие.

Потери средств в результате мошенничества исчисляются несколькими миллиардами долларов в год. Для борьбы с преступной деятельностью внедряют новую систему распознавания лиц клиентов, которая, вероятно, заменит менее безопасную ПИН-авторизацию.

Распространенность

По данным на конец 2011 года в мире функционировали свыше 2,3 миллионов банкоматов. Основными производителями АТМ являются следующие компании: Diebold, NCR и Wincor Nixdorf. Устройства совершенствуются со временем, получают дополнительные функции, улучшают систему безопасности.