IPO: что это?

IPO (англ. Initial Public Offering – “первичное публичное размещение”) – первое размещение ценных бумаг организации для открытой продажи. В качестве ценных бумаг могут выступать акции или депозитарные расписки. Инициация IPO означает смену формы владения, когда закрытая компания становится публичной. Изначально акции компании доступны для покупки узкому кругу лиц. После IPO их может приобрести любой инвестор. Первым IPO считается размещение акций шведской компанией по добыче меди Stora Kopparberg в 1288 году.

Цели

Основная задача, которую ставит перед собой компания при инициации IPO, – получение дополнительных инвестиций для дальнейшего развития. Привлеченный капитал направляется на дальнейшее развитие проекта, реинвестиции в инфраструктуру и прочие цели.

Также с помощью публично торгуемых ценных бумаг компания может усилить кадровый состав, привлекая лучших специалистов, предлагая им опционы. Зачастую акции используют для покрытия части расходов при совершении сделок по поглощению или слиянию компаний.

Преимущества и недостатки

Организация получает следующие преимущества от публичного размещения ценных бумаг:

  1. Привлечение условно бесплатного капитала (компания не обязуется выплачивать средства по инвестициям, кроме дивидендов, размер которых она может регулировать самостоятельно);
  2. Повышение узнаваемости организации, ее бренда, что упрощает привлечение дополнительного финансирования, расширение клиентской базы;
  3. Признание организации полноценным участником рыночных отношений (некоторые специалисты называют момент выхода на IPO наступлением «совершеннолетия» компании);
  4. Возможность контроля собственной капитализации путем влияния на стоимость ценных бумаг.

К недостаткам IPO можно отнести рост внимания со стороны государственных регуляторов, возможные проблемы с продажей акций, падением их стоимости и прочее.

Стоит прочитать:   Женевские конвенции

Этапы проведения

Процедура выхода на открытый рынок состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный (оценка капитализации, аудит деятельности);
  2. Контракт с андеррайтером для вывода ценных бумаг и обеспечения их ликвидности;
  3. Проверка деятельности компании независимыми экспертами;
  4. Публикация меморандума с основными сведениями о компании, ее проекте;
  5. Выбор биржи для размещения, получение одобрения;
  6. Определение даты запуска, разрешение приема заявок от трейдеров;
  7. Непосредственные торги.

В первые дни уже можно судить о целесообразности IPO, поскольку на этом этапе могут приобретаться крупные пакеты акций.

Как определяется стоимость

Перед выходом на биржу, цены на акции устанавливают совместно компания и сотрудничающий с ней андеррайтер. При определении стоимости учитывают следующие факторы:

  • перспективность проекта, продукции или услуг, предоставляемых компанией;
  • результаты рекламной кампании, инициируемой андеррайтером (Road Show);
  • текущая обстановка на рынке и прочие.

Если компания, выходящая на IPO, предлагает перспективный продукт, сложностей с поиском биржи для размещения ценных бумаг не возникает. Даже наоборот, наблюдается конкуренция, поскольку это будет способствовать росту объема торгов и общей ликвидности.

Крупные площадки, примеры IPO

К числу крупных западных бирж относят NYSE, NASDAQ, LSE. Они являются лидерами по объемам привлеченных инвестиций. Крупные российские компании, проводившие IPO, стремились размесить ценные бумаги именно на западных площадках (например, Яндекс). Их отечественная альтернатива – Мосбиржа, значительно уступает по капитализации и объемам привлеченного капитала. Тем не менее, некоторые российские компании проводили IPO с использованием последней (среди них РуссНефть, Русарго, Европлан и другие).

Самые удачные IPO:

  • General Motors (привлекли свыше 23 млрд долларов);
  • ABC (22 млрд долларов инвестиций);
  • Facebook – самый перспективный IT-проект, IPO которого принесло компании дополнительные 18,4 млрд долларов каптала.
Стоит прочитать:   Что такое ремиссия