Что такое ликвидность

Движения средств на любом рынке предполагает определение ликвидности. Этот экономический показатель демонстрирует, насколько быстро актив может превратиться в средства без потери процента стоимости. Чем востребованней актив, тем быстрей можно его продать, а значит, тем выше его ликвидность.

Для чего проводится анализ ликвидности

Бизнесмены должны соблюдать равновесие между активами и пассивами предприятия. Инвесторы хотят оптимизировать свои вложения. Можно выделить две категории анализа, в которых изучаются показатели вложений и активов.

Вложения (инвестиции) делаются с расчётом на длительную перспективу. Для этого подходят средне- и низколиквидные активы. Торговля  на бирже подразумевает моментальное получение прибыли. Поэтому «агрессивные» инвесторы делают вложения только в те акции, которые можно быстро продать, как минимум, без потери стоимости, а лучше с получением прибыли.

Ликвидность активов компании формируется из материальных средств, которые есть в наличии у предприятия. Сложно продать здание или промышленные мощности. Для того, чтобы повышать показатель успешным компаниям нужно не прекращать наращивать обороты производства и объёмы собственных денежных средств.

Виды ликвидности

Это понятие охватывает важнейшие показатели надёжности и эффективности вложений. Существует несколько видов ликвидности предприятия.

  • Текущая (краткосрочная). Определяет, имеет ли компания какие-либо высоколиквидные активы, за счёт которых может быть погашена краткосрочная задолженность (до 30 дней).
  • Быстрая. Обозначает возможность погасить долговые обязательства после продажи активов, которые есть в наличии у компании (товары, материалы, основные средства и т.д.).
  • Абсолютная (мгновенная). Показывает, может ли быть погашена дневная задолженность компании деньгами, которые сейчас есть у неё в наличии.
Стоит прочитать:   Штраф за долгосрочное погашение кредита

Важно понимать. Существуют коэффициенты для каждого вида ликвидности. Это один из показателей, которые используются для её расчета. Коэффициенты показывают отношение стоимости активов к размерам текущих обязательств.

Виды экономического показателя можно классифицировать и по сферам его применения. Определяется ликвидность товаров, банков и компаний, валюты и ценных бумаг, баланса или рынка в целом. Стоит отдельно рассмотреть некоторые из них.

Ликвидность компании

Платежеспособность предприятия зависит от того, насколько привлекательны его активы. Выделяют их четыре группы активов:

  1. А1 — ликвидные (деньги и вложения компании);
  2. А2 — для быстрой реализации (товары, материалы и т.д);
  3. А3 — для медленной реализации (возврат НДС, долгосрочные обязательства дебиторов);
  4. А4 — нематериальные активы очень сложно реализовать.

Для вычисления экономических показателей пассивы также разделяют на четыре группы:

  • П1 — задолженности по срочным выплатам;
  • П2 — все пассивы в краткосрочной перспективе;
  • П3 — долгосрочные пассивы компании;
  • П4 — постоянные обязательства.

Важно понимать. Компания может считаться ликвидной, если её активы больше или равны пассивам. Дефицит ликвидности приводит к нехватке свободных денег для погашения задолженностей и обязательств предприятия.

Ликвидность товара

Это показатель того, насколько быстро будет продан товар в существующих условиях. Высоколиквидный товар можно обменять на деньги в течение одного дня. Средний показатель у товара, на продажу которого понадобится до нескольких недель. Низколиквидные товары очень сложно сбыть.

Наиболее ликвидными считаются единицы «ходовых» валют. Их можно продать уже через несколько минут после того, как вы решите это сделать. Ценные бумаги и акции успешных предприятий также пользуются спросом. В них вкладывают деньги люди, желающие обеспечить себе пассивный доход, и компании, занимающиеся инвестированием.

Стоит прочитать:   Оборотный капитал банка

Важно понимать. Ликвидность не связана с ценой. Чем больше людей заинтересовано в приобретении товара, тем выше этот показатель. И здесь действует только одно правило: «Нет смысла опускать цену на высоколиквидный товар».

Ликвидность банка

Активы банка также имеют ликвидность. Высокий показатель обеспечивают три вида нормативов:

  • ежедневно в кассе банка должны оставаться средства, необходимые для выполнения текущих обязательств + 15% от этого объёма;
  • минимальное значение месячной нормы равно 50% (именно такой объём средств должен оставаться в запасе для погашения вкладов до востребования в следующие 30 дней);
  • долгосрочная норма позволяет банкам использовать заёмные средства на сроки более пяти лет для выдачи кредитов.

Важно понимать. Деятельность банков регулирует Центральный Банк. Несоблюдение установленных нормативов может быть поводом для штрафа или аннуляции банковской лицензии.