Краудинвестинг

Краудинвестинг (англ. сrowd — «толпа», investing— «инвестирование») – разновидность краудфандинга, то есть инвестиционной деятельности независимых инвесторов, направленной на финансирование предприятий и стартапов.

Это перспективный способ привлечения средств на развитие мелких компаний и небольших интернет-проектов, более выгодный, чем использование банковских кредитов. С другой стороны, инвесторы получают более высокую прибыль, чем от банковских вкладов.

Механизмы и особенности функционирования

Главная особенность краудинвестинга – инвесторам предоставляется доля в акционерном капитале стартапа, но при этом они несут и все сопутствующие риски. Вторая особенность, отличающая этот вид инвестиционной деятельности от, например, краудлендинга, – объемы прибыли не являются фиксированными.

Краудинвестинг, как способ привлечения капитала, чаще всего используют новые компании, не имеющие положительной кредитной истории или четко сформулированного плана дальнейшего развития (убедительного для банка), которые не интересны бизнес-ангелам или венчурным фондам, требуют сравнительно небольшой объем финансирования для достижения поставленных целей.

Механизм краудинвестинга предполагает использование специальных онлайн-платформ. Реализуется следующим образом:

  1. Представители компании, которой требуются инвестиции, размещают заявку с описанием своего проекта, поставленных целей и требуемых объемов финансирования;
  2. Независимые инвесторы рассматривают предложение и принимают решение о вложении собственных средств;
  3. Количество акций или доля в компании распределяются между инвесторами по пропорциональной схеме (чем больше вклад – тем выше степень участия);
  4. После успешной реализации проекта инвесторы получают часть своей прибыли (или несут убытки, если стартап «провалился»).

Преимущества и недостатки

Краудинвестинг, как альтернативный вид заемного финансирования, имеет как достоинства, так и недостатки. К числу преимуществ относят:

Стоит прочитать:  Что такое ависто
  • главный пакет акций остается у основателя стартапа;
  • отсутствие зависимости от единственного инвестора;
  • эффективность (найти тысячу мелких инвесторов проще, чем одного крупного);
  • более низкая стоимость инвестиций (в сравнении с банковскими кредитами);
  • удобный способ вложений (даже незначительных сумм) в любой проект или сразу несколько проектов.

К недостаткам можно отнести:

  • мошенничество, отсутствие законодательной базы;
  • риски, связанные с недостаточным финансированием;
  • риски, связанные с неверной оценкой прибыльности проекта;
  • зачастую посредники в лице краудинвестинговых платформ сами оказываются мошенниками.

Динамика и перспективы

Рынок краудинвестинга постоянно растет и развивается. Это направление получило наибольшее развитие в США и некоторых странах Европы. Ежегодно здесь удается привлечь инвестиции на суммы до 250 млн долларов.

Дальнейшее развитие краудинвестинга напрямую связано с законодательной деятельностью ряда государств (устранение ограничений, согласно которым краудинвестингом могут заниматься только профессиональные инвесторы, налоговые послабления и т. д.)

Примеры в России и мире

Первая краудинвестинговая биржа в США была создана в 2005 году и привлекла свыше 300 млн долларов инвестиций. Некоторые площадки, например, AngelList, позволяют формировать синдикаты для коллективного вложения средств в стартапы. Развитие сферы долгое время тормозилось ограничением, согласно которому краудинвестингом могли заниматься только аккредитованные инвесторы.

Наиболее успешными онлайн-площадками в Великобритании являются Seedrs, SydnicateRoom и CrowdCube. В Италии краудинвестиционная деятельность регулируется на законодательном уровне. Несмотря на отставание в несколько лет от США, европейские платформы смогли собрать требуемые суммы для реализации нескольких десятков успешных стартапов.

Российский краудинвестинг развивается медленными темпами. Первая платформа (Smartmarket.net) была создана в 2012 году и просуществовала менее 12 месяцев. Существующие на данный момент площадки Venture Club и StartTrack де-факто являются также краудлендинговыми.

Стоит прочитать:  Краудфандинг

Основное ограничение для развития краудинвестинга в России – распространенная форма организации малого и среднего бизнеса – ООО, которая предполагает участие не более 50 лиц и накладывает определенные ограничения на компанию при заключении сделки.