Краудфандинг

Краудфандинг (англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование») – добровольное предоставление денежных средств или других активов группой независимых инвесторов для реализации некоторой поставленной цели (включая некоммерческие). Впервые термин был использован журналистом Джеффом Хауи в 2006 году. Это направление коллективного финансирования проектов наиболее распространено в рамках глобальной сети.

Механизмы и особенности функционирования

Сбором средств могут заниматься физические лица и организации, список средств для коммуникации неограничен. Наиболее распространенный способ проведения краудфандинга – использование одной из множества онлайн-площадок, где автор размещает описание проекта, указывает цели и требуемую сумму. Сайт выступает в качестве посредника.

Популярные схемы краудфандинга:

  1. «Вечное финансирование» — сбор средств продолжается до момента достижения требуемой суммы;
  2. «Все или ничего» — если требуемую сумму собрать не удалось, средства возвращаются донорам;
  3. «Переломный момент» — передача средств на реализацию проекта при достижении определенного процента от требуемого объема финансирования (например, 60% от установленной суммы);
  4. «Оставить все» — любая собранная сумма (даже незначительная) по окончанию краудфандинга будет передана на реализацию проекта.

Цели финансирования

Механизмы краудфандинга зачастую используют для достижения следующих целей:

  1. Политическая деятельность;
  2. Продвижение новых идей в различных областях (наука, искусство, спорт);
  3. Инвестирование с целью получения прибыли в виде дивидендов;
  4. Благотворительность и прочее.
Стоит прочитать:   Долговые агентства

Преимущества и недостатки

Этот вид привлечения инвестиций имеет следующие преимущества:

  1. Сбор требуемой суммы без необходимости передачи авторских прав на проект (не всегда), привлечение заемных средств;
  2. Возможность произвести предпродажную подготовку (сбор средств на производство нового вида товара);
  3. Распространение информации для широкой аудитории без затрат на рекламную кампанию.

К недостаткам можно отнести:

  1. Ограничения на сумму собираемых средств;
  2. Жесткие критерии отбора идей;
  3. Риск потери инвесторских средств.

Динамика и перспективы

Краудфандинг – один из лучших способов привлечения средств для запуска стартапов. Статистические данные свидетельствуют о высоких темпах роста объемов привлеченных средств: от 0,3 млрд долларов в 2014 году до 11,3 млрд долларов в 2018 году. Специалисты прогнозируют дальнейшее развитие рынка краудфандинга в США и других странах.

Примеры успешных проектов

  • 3d принтер для домашнего использования FORM. Для реализации проекта требовалось 100 тыс. долларов, в результате было собрано 3 млн долларов.
  • Уникальная музыкальная колонка Hidden Radio 2 (проект был реализован на платформе Kickstarter и оба раза собрал требуемую сумму финансирования.
  • Фильм «Вероника Марс», снятый на средства, предоставленные почитателями одноименного сериала.
  • Фильм-концерт о группе «Король и Шут» (проект, реализованный через площадку Planeta.ru).
  • Сборы средств на благотворительность (сервис Помоги.org).

Краудфандинг в России развит слабо в силу различных причин: низкий уровень дохода у населения, недоверие, сложности в продвижении проектов с помощью СМИ. Наиболее известные платформы — Boomstarter, Planeta.ru, Kroogi и др. Работающие онлайн-площадки привлекают средства в значительно меньших объемах, чем западные аналоги. 

Стоит прочитать:   Своп