Кто такой финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен – независимый орган, выступающий в роли общественного примирителя на финансовом рынке. Основная задача – внесудебное разрешение конфликтных ситуаций, возникших между гражданами и финучреждениями. Инициатором обращения за помощью к такой независимой третьей стороне может быть исключительно физическое лицо, а рассмотрение споров всегда осуществляется бесплатно (все услуги оплачиваются членами некоммерческой Ассоциации российских банков).

институт финансового омбудсмена

В России институт финансового омбудсмена был внедрён в октябре 2010 года по инициативе уже упомянутой АРБ. Рассмотрение споров возможно только в отношении финорганизаций, официально присоединившихся к институту, которые при этом не имеют права на невыполнение вынесенного решения или его обжалование в суде. В том случае, если банк не является участником системы, деятельность омбудсмена ограничивается письменным предложением о добровольном урегулировании конфликта.

Когда есть смысл обратиться к финансовому омбудсмену

  • Необходимость реструктуризации долга по кредитному договору (пересмотр суммы платежа, сроков погашения).
  • Неправомерное начисление финансовым учреждением процентов по кредиту, не предусмотренных условиями договора.
  • Требование досрочного возврата кредитных средств.
  • Взимание банком комиссий за ведение ссудного счёта.
  • Незаконные действия коллекторов.
  • Хищение денег с банковской карты.

Правила обращения и порядок действий

При получении заявления омбудсмен и его секретариат анализируют суть претензий, после чего детально разъясняют заявителю-физлицу его права и обязанности в сложившейся ситуации, а также предоставляют квалифицированные консультации и дают рекомендации по разрешению спора. Подать заявление можно как по электронной почте, так и лично обратившись в секретариат. Перед обращением к омбудсмену заявитель обязан направить письменный запрос в банк, с которым возник спор. К заявлению, подаваемому в секретариат, необходимо приложить копию письма в кредитную организацию и (желательно) ответ со стороны банка, который тот обязан предоставить в письменной форме в течение 30 дней.

Подавая заявление, физлицо тем самым обязуется не передавать дело в суд до окончания рассмотрения спора финансовым омбудсменом. При этом деятельность такого независимого органа позволяет существенно сократить количество передаваемых в суд мелких дел (секретариат имеет право на разрешение финансовых споров на сумму до 300 тысяч рублей).