Рейтинговое агентство

Рейтинговое агентство
Рейтинговые агентства (РА) выполняют очень важную функцию. Их специалисты анализируют кредитоспособность эмитентов и составляют соответствующие рейтинги. Разные агентства составляют их на национальном или международном уровне.
Какие агентства существуют?
В мире их не так уж много. Общее количество рейтинговых агентств не переваливает за сотню. Это объясняется тем, что предоставление такой услуги требует высокой квалификации специалистов и технического оснащения.
Практически все международные агентства зарегистрированы в США. Это закономерно. Ведь именно в Соединённых Штатах работают самые мощные инвестиционные фонды, которые являются заметными игроками на рынке мирового капитала. Самыми влиятельными и уважаемыми считаются рейтинговые агентства Standard & Poors, Fitch Ratings и Moodys.
На российском рынке тоже есть крупные РА. Они гораздо лучше учитывают специфику работы в условиях РФ. К таким можно отнести Национальное рейтинговое агентство, RusRating, AK&M, «Эксперт РА» и Moody’s Interfax Rating Agency.
Зачем нужны рейтинги?
Для потенциальных инвесторов очень важно получать сведения из независимых источников. Они используют их для того, чтобы взвесить риски и возможности вложений.
Рейтинговые агентства оценивают такие показатели:
- платежеспособность эмитента;
- степень риска ведения с ним операций;
- эффективность управления активами.
Оценивая платежеспособность заёмщика, РА анализируют не только состояние дел на момент составления рейтинга. Они отслеживают показатели за весь период сотрудничества. Это даёт возможность инвесторам получить информацию о том, насколько надёжны их вложения в режиме реальных событий.
Как делается оценка?
При оценивании компании РА анализируют вероятность неуплаты ею взятых ранее обязательств. Агентства обычно не разглашают методики, которые они используют для составления рейтингов и не предоставляют никаких подтверждений или гарантий по результатам исследований.
Это важно. РА не делают прогнозов. Составленные рейтинги не отражают некоторые факторы, очень важные для будущих кредиторов. Не учитывается текущая ликвидность и изменение экономической конъюнктуры.
Чаще всего для оценки финансовой деятельности оцениваются такие показатели:
- процент освоенного бюджета;
- факты нарушений по нецелевому использованию ФОТ;
- качество планирования доходов;
- достоверность бухгалтерской отчётности;
- доля предпринимательской деятельности в структуре привлечённых средств.
Агентства – это коммерческие организации, которые предоставляют аналитические услуги. Заказать такую услугу могут государство, отдельные компании или финансовые организации. Фактически, рейтинговые агентства формируют репутацию отдельных эмитентов на рынке. Если компания попадает в рейтинг, то это значительно расширяет круг инвесторов, которым она может предложить сделать вложения в свои ценные бумаги.
Чем чреваты ошибки рейтинговых агентств?
Главной проблемой считается то, что аналитические данные часто запаздывают. Так большим разочарованием для инвесторов становится новость о банкротстве компании, которая по оценкам РА была достаточно успешной.
Примеров таких ситуаций немало. На мировом уровне это проблемы с компаниями Enron, AIG, Parmalat, Lehman Bros и другими. Очень много нареканий к работе агентств было в 2008 году. Тогда компании, падение которых в большой мере стало причиной кризиса на рынке недвижимости Америки, по инерции получали места в рейтингах многих РА.
Это важно. Считается, что причиной сбоев в работе РА являются ошибки методологии и конфликт интересов. Крупные компании просто проплачивали места в рейтинге. А конкурирующие между собой агентства не могли быстро реагировать на происходящие события, даже когда их замечали.
Из тех событий были сделаны выводы, В Соединённых Штатах изменено законодательство. Теперь принятие решений об инвестировании гораздо меньше зависит от оценки РА. Однако, нельзя говорить о том, что агентства утратили своё влияние на мировую экономику. Как и прежде, им заказывают составление отчётов о финансовой деятельности компаний. Крупнейшие инвесторы так же внимательно просматривают рейтинги перед тем, как принять решение о вложениях.