Оказание консультационных и информационных услуг в банках России

Мировая практика свидетельствует о том, что консультационные услуги давно являются неотъемлемой частью банковского бизнеса. Фактически, это необходимая составная деятельности любого банка. Зарубежные специалисты, характеризуя банковские услуги, всегда обращают внимание аудитории, именно на консультационный и информационный спектр услуг. Этот сервисный пакет относится к внебалансовым операциям, которые можно охарактеризовать, как дополнительный источник увеличения экономического потенциала финансовых организаций, предоставляющие кредиты населению. Эти услуги не отражаются на предоставленных кредитах и других банковских операциях, и не являются источником роста активов или пассивов. Другими словами, в балансе они не находят отражения, оплата производится в виде гонорара или комиссий.

Если рассматривать зарубежные компании, то консультирование сегодня там высокооплачиваемый вид трудовой профессиональной занятости. Оказание нетипичных услуг, к которым причисляются и консультационно/информационные услуги, составляют от пятнадцати до двадцати восьми процентов доходов банков.

Услуги консультационные

Многочисленные банковские операции не только постоянно расширяются, но подлежат увеличению степени сложности. Весь этот комплекс подводит к необходимости предоставления клиентам всесторонних консультационных услуг – консалтинговых операций. Сегодня коммерческие банки России пришли к выводу, что без расширения рынка консультационных и информационных услуг физическим лицам и юридическим организациям, невозможно обойтись. Аргументы находят подтверждение в зарубежной практике банковского бизнеса, где этот процесс – необходимая составная его часть уже длительный период, а также из практики российских лидирующих банков.

Ознакомившись с Федеральным законом, статьей №5, «О банках и банковской деятельности», делается вывод: кредитная организация имеет полное право осуществлять соответствующий вид сделок. Другими словами оказание консультационных и информационных услуг в банках России не идет в разрез с законодательством.

Понятие «консультация и информация», так же как «консультирование» и «информирование», тесно связанны. Специалист банка оглашает клиенту исключительно достоверную информацию, связанную с вопросом деятельности банка или не связанную с ней. Это происходит во время оказания консультационных услуг, то есть, в процессе консультирования происходит необходимый процент информирования.

В консультировании клиентов банки заинтересованные не в меньшей степени, чем граждане. Для этого у них на это имеются свои обоснованные причины, среди них можно выделить основные:

  • Оказание внимания имеющимся клиентам, с целью их удержания;
  • Формирование положительного имиджа банка методом демонстрирования степени профессионализма его служащих, готовности к расширению партнерского сотрудничества с клиентами;
  • Повышение квалификации клиентов в области банковской деятельности, что приводит к взаимопониманию, и поднимает на новый уровень степень эффективности сотрудничества сторон;
  • Привлечение новых клиентов;
  • Поднятие объема реализации первостепенных слуг (благодаря консультационным) с целью увеличения прибыли.

Классификация консультационных услуг

Весь сегмент консультационных услуг, которые банки предоставляют клиентам, условно делятся на два вида:

  • общего назначения;
  • специальные.

Услуги консультационные общего направления

К данному типу консультационных услуг, связанных с базовой банковской продукцией, можно отнести следующие консультации:

Данные сегмент – востребованная, значимая часть деятельности каждого отдельно взятого банка. Практика оказания услуг служащими в виде, рекомендаций, советов, ответов на имеющиеся вопросы, имеет место, она безоплатная. Это, так называемые одноразовые кратковременные консультации.

Специальные консультационные услуги

Услуги специальные консультационные состоят не только из банковских вопросов, сюда относятся юридические проблемы, бухгалтерские, аудиторские и вопросы аналитического характера. Специально подготовленные сотрудники банков, проводят квалифицированные консультации по самым разным вопросам, связанных с финансовым планированием и контролем, в том числе и по составлению смет хоздеятельности компании, расчету себестоимости продукции, ценообразованию, оцениванию инвестируемых средств, расчет ликвидности, управление активами в текущем режиме и так далее. Кроме этого, специалисты банков, проводят консультации по вопросам, которые затрагивают глобальную стратегию бизнеса. Сюда включаются проблемы реорганизации фирмы, расширение объема капитала, слияние с другими компаниями и т.д.

Российские банки, в отличие от зарубежных, находятся в начальной стадии развития оказания данных услуг. Доходы, получаемые от них, составляют от двух до четырех процентов от общей суммы. Как видим, консультационные услуги отечественных банков коренным образом не изменяют структуру их доходов. Но, в виду того, что оказание консультационных и информационных услуг в банках России не носит предварительную цель привлечения денег, консалтингу уделяется огромное внимание большинством банковских учреждений. Им занимаются все банки, даже те, что испытывают недостаток в свободных ресурсах.

Заключение

Банки, планирующие на финансовом рынке страны вести долгую и продуктивную деятельность, должны развивать направление, связанное с успешным ведением бизнеса своими клиентами. Большинство коммерческих банков предусмотрительно вкладывают в курс своего стратегического развития консалтинговое направление. Компенсацией такой деятельности, с затратой материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, является доход по этому роду занятия. Для страны, с перезагрузкой в масштабную систему рыночных отношений, мировой опыт, практика крупнейших банков, имеет особое значение. Совершенствование взаимоотношений финансовых организаций с клиентами, относится к обязательному условию их устойчивого развития.