Краудлендинг

Краудлендинг (англ. сrowd — «толпа», lending — «кредитование») – способ предоставления средств в долг, при котором кредитором является физическое лицо. Это развивающаяся сфера кредитования, занимающая промежуточное положение между дорогостоящими труднодоступными банковскими ссудами и кредитами, предоставляемыми микрофинансовыми организациями.

Первый сервис краудлендинга был создан компанией Zopa (Великобритания).

Механизмы и особенности функционирования

Рассматриваемый способ кредитования реализуется посредством онлайн-площадок со следующим механизмом работы:

  1. Заемщик размещает заявку с указанием требуемой суммы, приемлемой процентной ставки и прочих условий;
  2. Кредитор рассматривает заявки и выбирает наиболее перспективную для вложения средств;
  3. Процесс может быть выполнен автоматически (система сама находит заявки заемщиков и предложения кредиторов, подбирает оптимальный вариант).

Виды

В зависимости от получателя кредитных средств выделяют два основных вида краудлендинга:

  1. p2p (peer-to-peer) кредитование – предоставление денег в долг одним физлицом другому.
  2. p2b (peer-to-business) – финансирование под проценты организации физическим лицом.

Важной особенностью краудлендинга является то, что стороной, предоставляющей средства в долг, выступает не организация, а физическое лицо или группа физлиц.

Преимущества и недостатки

Многочисленные платформы краудлендинга предлагают следующие преимущества:

  • выгодные процентные ставки (как для инвесторов, так и для заемщиков);
  • финансирование для реализации различных целей;
  • досрочное погашение задолженностей без переплат;
  • автоматизация процесса кредитования;
  • лояльные условия для заемщиков.

К недостаткам можно отнести:

  • высокий уровень мошенничества;
  • оплата налога на доход физлиц;
  • ограничения на сумму кредита;
  • отсутствие законодательной базы для регулирования взаимоотношений двух сторон (в РФ).
Стоит прочитать:   Сбербанк планирует заняться краудлендингом

Динамика и перспективы

Сфера краудлендинга стремительно развивается на Западе и становится весьма популярной на рынке стран СНГ. Предпосылки роста на российском рынке:

  1. Рост минимальной ставки по кредиту в банках;
  2. Снижение доходности депозитов;
  3. Расширение рынка МФО с крайне невыгодными условиями финансовых продуктов;
  4. Отсутствие госпрограмм кредитования малого и среднего бизнеса.

По мнению аналитиков, объем мирового рынка краудлендинга в 2025 году может составить свыше 150 млрд долларов.

Примеры в мире и России

Наибольшее развитие данный тип микрокредитования получил в США, Великобритании и Китае. Среди наиболее популярных площадок можно выделить Lending Club, Prosper, Zopa, RateSetter, Renredai.

На российском рынке пользуются спросом такие онлайн-сервисы, как Penenza, StartTrack (кредитование бизнеса), Займиго, Вдолг.ру, Лоанбери (кредитование частных лиц).