Банки взялись за биометрические данные клиентов

Банки собирают биометрические данные

В социальных сетях некоторые клиенты самого крупного банка РФ обсуждают новую функцию «обслуживания по лицу». При этом наибольшее внимание уделяется неоднозначной формулировке.

Банки резко увеличили интерес к биометрическим данным своих клиентов

Сбербанк превзошел все остальные финансовые организации в этом плане, запустив систему сбора информации о своих клиентах.

По заявлению представителей Сбербанка, в текущем году будет внедрена технология распознавания лиц клиентов, которая будет применяться как в офисах организации, так и в онлайн сервисах. Даже банкоматы этого банка начнут «узнавать» пользователей благодаря встроенным скрытым камерам. Также будет внедрена технология распознавания голоса, которая будет идентифицировать клиентов во время их звонков на горячую линию. Предположительно, нововведения позволят ускорить процесс обслуживания клиентов и увеличить степень безопасности благодаря дополнительной процедуре верификации личности.

Многие крупные финансовые организации, в том числе и в РФ, уже сравнительно давно успешно используют технологии обработки биометрических данных в сфере обслуживания клиентов. Специальные программы помогают распознавать личности клиентов, звонящих в колл-центр, посещающих сейфовое хранилище, хранят данные о мошенниках и фотоснимки должников. В большинстве мобильных приложений для онлайн-банкинга также используются биометрические технологии (подтверждение факта оплаты при сканировании пальца), а Россия является мировым лидером по использованию таких приложений для платежей.

Все ли инновации настолько полезны, как их нам представляют?

В 2018 году Сбербанк занялся массовым сбором биометрических данных. Герман Греф, президент этой финансовой организации, заявил, что были собраны огромные массивы информации, включая изображения лиц клиентов и особенности их голосов. Агрессивные продажи финансовых продуктов стали одним из главных способов получения нужной информации. Несмотря на заявления пресс-службы Сбербанка об отсутствии каких-либо изменение в процедуре обслуживания, непосредственно сотрудники организации регулярно напоминали клиентам о том, что при отсутствии биометрической информации в базе данных любая услуга будет доступна только после их внесения. Эти нововведения вступили в силу с января 2019 года.

В июне 2018 года была запущена Единая биометрическая система, занимающаяся сбором слепков голосов и изображений лиц потенциальных заемщиков. При наличии такой информации в базе данных клиент получает удаленный доступ к определенным услугам практически каждого банка: получение займа, открытие счета и т. д. Эта система была создана после принятия нового закона против отмывания денег, требующего проведения процедуры идентификации всех клиентов. Теперь для этого не требуется обязательное посещение отделения банка. По оценкам экспертов, Сбербанк заметно опережает данную систему по собранным объемам данных.

Сбор сведений для ЕБС – обязанность каждой финансовой организации. Однако, этим занимаются далеко не все банки. По данным на октябрь, в базу данных системы были помещены данные лишь о 2000 лиц. Информация на текущий момент засекречена Ростелекомом, который и является оператором ЕБС.

Кому на самом деле выгодна ЕБС

Сами банкиры признают тот факт, что данная система обеспечивает доступ лишь к ограниченному перечню услуг, с чем и связаны низкие темпы получения пользовательских данных. Представители законодательной власти пытаются исправить ситуацию, работая над расширением списка услуг. На данный момент люди могут предоставить необходимые сведения далеко не в каждом отделении. Даже сам Сбербанк был подключен в ЕБС лишь перед началом 2019 года.

По словам президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, главным достижением наступившего года является внедрение удаленной идентификации клиентов и начало наполнения базы ЕБС. Он считает, что новые технологии все в большей мере становятся неотъемлемой частью сферы финансовых услуг. Важнейшей задачей, по его мнению, является расширение перечня финансовых продуктов, доступных при использовании технологии биометрии.

Рынок финансовых технологий в РФ напрямую зависит от инициатив, принимаемых Центробанком. По мнению председателя наблюдательного совета ICONIC Елены Титовой, именно такие инициативы не проходят бесследно и активно обсуждаются гражданами. В остальном его развитие происходит весьма медленными темпами. Также она считает, что в первую очередь важны не так сами технологии, как используемая для них правовая база. К примеру, технология биометрии не вызвала бы такой интерес, если бы не включала возможность открытия счетов в банках без посещения офисов.