Если банк навязывает страховку: как вести себя в этой ситуации?

Банки повсеместно предлагают подключение дополнительных услуг при оформлении кредита. Один делает это более агрессивно, другой прибегает к более мягкой политике.

Но в любом случае, если банк навязывает страховку, которая вам не нужна, вы имеете полное право от нее отказаться, и никаких последствий бояться не стоит.

Обязательное и необязательное страхование

Есть обязательные виды страховых услуг, без которых оформление кредита будет невозможным. Но речь только о полисах, которые защищают заложенное имущество:

  • страховка недвижимости при оформлении ипотеки или ссуды под залог недвижимости;
  • страхование машины, то есть полис КАСКО. Часто это обязательная к подключению услуга при оформлении автокредита или кредита под залог авто.

Все остальные виды страховок добровольные. Чаще всего менеджеры настойчиво предлагают полис, защищающий жизнь и здоровье заемщика, а также страховку на случай потери работы. Если вы считаете, что эта мера защиты вам не нужна, никто не в силах заставить вас подписать заявление.

Важно! Некоторые банки повышают процентные ставки, если заемщик не покупает страховые услуги. Это действие не противоречит закону.

Имеет ли банк право навязывать страховку

По закону о потребительском кредитовании все дополнительные услуги являются добровольными, то есть банк не правомочен навязывать покупку страховки клиенту. Но, к сожалению, часто именно навязывание и происходит. И даже если вы считаете, что вам навязали услугу, что вас ввели в заблуждение, еще попробуйте это доказать. Есть заявление на страхование, подписанное вами лично, и доказать факт неправомерных действий крайне сложно, а чаще всего и вовсе невозможно.

Банки заинтересованы в продаже дополнительных услуг, они получают за это большую прибыль. В свою очередь менеджеры банков также замотивированы продать услугу: им ставят план, при выполнении которого они получают менеджеры.

Стандартные способы навязывания страховки по кредиту:

  1. Менеджер включает услугу в кредит по умолчанию, даже не спросив об этом заявителя. И часто такое действие вовсе остается незамеченным заемщиком, большинство граждан подписывают договора, не читая их.
  2. Менеджер говорит, что без покупки полиса кредит не может быть оформлен, что без него вашу заявку не одобрят.

Важно! Менеджеры банков обучаются мастерству навязывания страховок, они знают, как надавить на клиента. Если вы решили не покупать полис, категорично об этом заявляйте и стойте на своем, что бы вам ни говорили.

Если вы только подаете заявку на получение кредита

Если вы идете в банк с мыслью, что вам не нужно страхование, готовьтесь к “атаке” менеджера банка, который будет активно вас переубеждать. Будьте категоричны и сразу укажите, что никакие дополнительные услуги вам не нужны. Если вы будете сомневаться, говорить неуверенно, менеджер сможет взять вас в оборот.

Если сотрудник банка начинает врать и не принимает у вас заявку без согласия на покупки страховки:

  1. Попросите пригласить главного в отделении. Обычно после этого гнев уже сменяется на милость.
  2. При менеджере позвоните на телефон горячей линии банка, расскажите о ситуации и о том, что вы желаете оформить кредит без страховки.

К сожалению, менеджер может и “отомстить” заемщику. Например, все-таки направить заявку на рассмотрение, но поставит код отказа, то есть по анкете поступит автоматический отказ. Причины отказных решений банки не озвучивают – это их право, поэтому доказать факт мести не получится.

Влияет ли отказ от страхования на одобрение

По сути это просто дополнительная услуга, которую заемщик не желает приобретать. Если клиент хороший, ни один банк не откажет ему просто за отказ покупать дополнительный сервис.

Но если вы – не идеальный заемщик, имели ранее проблемы с погашением ссуды, отказ от страхования может повлиять на решение кредитора. Отказ от страховки понижает балл клиента на скоринге. И если для хорошего заемщика это вообще не играет роли, для менее качественного может стать последней каплей на пути к отказному решению.

Как вернуть навязанную банком страховку

Законом предусмотрен выход из ситуации, когда банк все-таки навязал гражданину ненужную ему услугу. Не так давно в обиход введен термин “период охлаждения”. Это срок в 14 дней после покупки полиса, в течение которого клиент может передумать и сделать возврат навязанной банком страховки.

Обращаться для этого нужно не в банк, а именно к страховой компании, обслуживающей полис, потому что именно она является поставщиком услуги. Предварительно позвоните этому страховщику или посетите его офис – нужно узнать перечень документов для проведения операции.

Если вы будете оформлять возврат в офисе, просто приносите все необходимые документы и пишете заявление. Если офиса страховщика нет в вашем городе, можете обратиться к нему через почту, отправив все необходимые документы заказным письмом.

Так что, если банк навязал страховку по кредиту, у вас есть две недели, чтобы отказаться от услуги. Но если период охлаждения прошел, сделать уже ничего нельзя. Некоторые банки могут предлагать возврат в течение 2-3 месяцев после оформления, но это инициатива на добровольных началах.